Главная
 Инструменты
 Фотогалерея
  Солнце
  Луна
  Планеты
  Кометы
  ИСЗ
  Deep-sky
  Звездные поля
  Атмосфера
 Атлас
 Встречи и фестивали
  Астрофест 2014
  Астрофест 2012
  ЗАРЯ 2011
  Астрофест 2009
  Астрофест 2008
  Астрофест 2007
  Затмение 3.10.05
  Астрофест 2005
  Астрофест 2004
 Статьи
  Цветная Луна
  Фокус-маска
  Стереофото
  Цифромыльница
 Ссылки


 Фотоальбом
  Минск
  Карадаг

- обновлено
   08.09.2017






Композитное цветное фото Луны

Луна - один из самых благодатных объектов для любительских наблюдений и астрофотографии. Чаще всего снимки Луны делают черно-белыми, и это не случайно. С одной стороны, лучшие результаты по разрешению дают именно монохромные камеры, с другой - на Луне нет ярких цветов, а для контрастных деталей черно-белый снимок выглядит более четким. Однако, цвета на Луне все-таки есть и они несут весьма интересную информацию о возрасте лунных пород и различиях в их химическом составе. Да, эти цветовые оттенки очень слабы и при визуальных наблюдениях едва различимы, но фотография позволяет зафиксировать их вполне уверенно. Здесь я предлагаю один из способов получения качественной цветной фотогрвфии Луны.

Поэкспериментировав со съемкой Луны различной аппаратурой, я пришел к закономерному выводу, что наилучшие результаты дает черно-белая матрица. Я использую очень недорогую камеру QHY5 с черно-белым CMOS-сенсором, и убедился, что несмотря на некоторые недостатки камеры ("полосатолсть" изображения, переэкспозиция полосы в нижней части кадра примерно на 5-7% снимков, отсутствие возможности сжатия потока), с ней можно получать вполне приличные результаты. Во всяком случае, при съемке фотоаппаратами (цифрокомпакт Nikon CoolPix4300 в режиме окулярной съемки и зеркальный Canon 350D в главном фокусе) результаты были заметно хуже. Однако фотоаппараты дают вполне качественный цвет, поэтому логичным было объединить преимущества этих типов фотоприемников.

Фотосъемка выполняется в два этапа:

1) несколько видеороликов с помощью ч/б матрицы в главном фокусе для получения мозаики поверхности Луны в высоком разрешении. Желательно использовать красный светофильтр - это позволит избежать атмосферной дисперсии и повысить четкость снимков.

2) съемка серии кадров фотоаппаратом (сейчас я использую Canon в главном фокусе, но вполне можно снимать и цифрокомпактом)

Черно-белый снимок обрабатывается вполне традиционно - сложение в Registax и склейка панорамы в PTGui; готовый снимок лучше сохранить в формате 16-bit TIFF. На особенностях этого этапа я останавливаться не буду - это отдельная тема. Рассмотрим подробнее работу по наложению цвета.

1) По возможности цветную фотосъемку следует вести в режиме RAW, если этот режим не поддерживается, то в TIFF или (в крайнем случае) JPG с минимальным сжатием. Для получения снимка с очень высоким цветовым контрастом желательно отснять серию не менее 20-30 снимков, а при использовании формата JPG - 30-50 снимков, для легкого тонирования количесво снимков можно уменьшить. Обязательно убедитесь, что при выбранных параметрах съемки не будет пересветов! Лучше немного недоэкспонировать, но здесь тоже нужно не перестараться - гистограмма должна перекрывать практически весь динамический диапазон.

2) По возможности первый этап обработки - выставление баланса белого - стоит сделать в RAW специальными программами (Lightroom, Digital Photo professional, ACDSee Pro). Это позволит максимально сохранить цветовую информацию для дальнейшей обработки. При работе с форматом RAW собственно изображение не изменяется, а в файл записывается дополнительная информация о его преобразовании, что поволяет легко вернуться к исходному изображению. Принцип работы во всех программах схож - сначала выполняется коррекция одного снимка, затем эти настройки применяются ко всем файлам серии.

screen

screen

screen

Если съемка выполнялась в JPG, то баланс белого пока лучше не трогать - этот этап пропускаем.

3) Если использовался RAW, конвертируем снимкм в BMP, выравниваем и складываем в Registax (к сожалению, мне не удалось заставить эту программу работать с файлами TIFF), на заключительных этапах обработку вейвлетами проводим относительно мягкую, наша цель - не выделение деталей, а максимальное сохранение цвета и минимум шумов. Здесь же можно выполнить сведение цветовых каналов. Сохраняем в 16-bit TIFF.

4) Загружаем оба изображения (ч/б мозаику и цветное фото) в Photoshop. Теперь необходимо выполнить сведение этих изображений. За основу берем ч/б изображение. Для выравнивания по углу поворота замеряем на обоих снимках угол наклона линии между какими-либы характерными четкими деталями (например, краями "рогов" или контрастными кратерами на противоположных краях диска) - помощью инструмента "линейка" соединяем выбранные точки и в панели информации смотрим угол и расстояние между выбранными точками. Повторяем то же действие с теми же точками на другом снимке и определяем разницу углов - на эту разницу поворачиваем цветной снимок.

Для выравнивания по размеру делим измеренные там же расстояния и получаем масштабный коэффициент; выбрав цветной снимок, заходим в "изображение - размер изображения" (Alt+Ctrl+I) и умножаем размер на полученное значение. Кстати, этот коэффициент есть ни что иное, как отношение размеров пикселей матриц камеры и фотоаппарата, его стоит определить поточнее, усреднив результаты нескольких измерений и запомнить для использования во всех подобных работах.

screen

5) Копируем цветной снимок ("выделение - выделить все, редактирование - скопировать" или Ctrl+A, Ctrl+C) и вставляем его в отдельный слой ч/б фотографии ("редактирование - вклеить", или Ctrl+V). Делаем верхний слой полупрозрачным и тщательно совмещаем изображения. Возвращаем непрозрачность и проверяем качество совмещения, включая и выключая видимость верхнего слоя.
Это, пожалуй, самый трудоемкий этап работы - возможно, придется подкорректировать размер или угол поворота ("редактирование - трансформирование - масштабирование" или "редактирование - трансформирование - поворот"), при масштабировании перетаскивать метку на рамке снимка нужно с нажатой клавишей Shift для сохранения пропорций.

6) Теперь займемся цветом. Нам нужно сделать цвета более насыщенными и при этом сохранить естественный тон исходной фотографии. Для этого сначала копируем снимок в новый слой и выполняем автобаланс белого ("изображение - коррекция - автоматическая тоновая коррекция" или Shift+Ctrl+L).

screen

Самый простой способ - прямо сейчас увеличить цветовую насыщенность ("изображение - коррекция - цветовой тон/насыщенность" Ctrl+U или применением соответствующего корректирующего слоя), но лучше преобразовать файл в формат Lab - операции с цветом в этом режиме выполняются точнее ("изображение - режим-Lab" - предупреждение о возможных проблемах игнорируем и сведение слоев не выполняем).

screen

Растягиваем гистограммы цветовых каналов - "изображение - коррекция - уровни", Ctrl+L, выбираем последовательно каналы a и b и сводим белый и черный треугольники к середине, для начала - симметрично с обеих сторон примерно до середины диапазона (например, до значений 100-155). Мы должны получить в обоих каналах примерно одинаково растянутые гистограммы, затем более точно "уравновешиваем" гистограммы относительно серых треугольников, если нужно - еще сильнее их растягиваем. Этот этап лучше проводить с помощью корректирующего слоя "уровни" - он создается с помощью пиктограммы с изображением черно-белого кружочка в нижней части окна слоев. Необходдимо добиться высокой насыщенности цвета, но при этом сохранить баланс белого - изображение в целом не должно выглядеть тонированным. Использование корректирующего слоя позволит на любом этапе вернуться и повторить настройку.

screen

Не стоит слишком уж усердствовать, на фото не должен быть заметен сильный цветной шум. В крайнем случае, его можно уменьшить несильным гауссовым размытием цветовых каналов (радиус размытия подбирается в зависимости от качества каждого канала снимка, но обычно достаточно около 1 px - для этого нужно выделить канал цвета в окне каналов и выполнить "фильтр - размытие - размытие по Гауссу").

screen

Насыщенный цвет после автоматической цветовой коррекции может выглядеть неестественно. Хороший результат может дать легкое тонирование снимка. Для этого проще всего использовать исходное цветное изображение, наложив его сверху и установив непрозрачность слоя в несколько процентов Сохраните этот результат для возможных коррекций впоследствии. Выполняем сведение тонирующщего слоя с обработанным цветным (выделяем в окне слоев верхний слой и "слой - объединить с предыдущим", Ctrl+E).

7) В окне слоев выбираем режим наложения "Цветность". Для окончательной настройки изображения лучше создать корректирующие слои - "кривые" для черно-белого изображения и "цветовой баланс" или "уровни" для цветного. Степень цветовой насыщенности снимка легко регулируется прозрачностью наложенного цветового слоя.

Если мы работаем со снимком Луны не в полнолунии, то вокруг контрастных деталей вблизи терминатора часто проявляются цветные артефакты, да и цвет в затененных областях выглядит неестественно. Подправить это можно применением специально созданной маски к слою цветности.

Маску лучше предварительно редактировать в отдельном слое, в этом случае можно использовать корректирующие слои и наложение нескольктх слоев. Например, для удаления цветных ореолов можно сложить в режиме "замена темным" исходную маску из ч/б снимка и ее размытую копию. Теперь инструментом "кривые" корректируем маску так, чтобы, затенить проблемные области вблизи терминатора, оставив светлым все остальное. Копируем подготовленную маску. Выделив цветной слой, создаем маску слоя (иконка с изображением белого кружочка на сером фоне в нижней части окна слоев). В строке цветного слоя появится изображение пустой белой маски. переходим к ее редактированию, щелкнув по этой иконке с нажатым Alt, вставляем скопированное изображение.

screen

screen

screen

8) Выполнив окончательную регулировку, сохраняем результат, переводим снимок в 8-bit цвет ("изображение - режим - 8 бит/канал") и в RGB - теперь его можно сохранить в формате JPG.

Идем пить чай, по возвращении снова смотрим результат, ужасаемся содеянным, возвращаемся к сохраненному в п.6 изображению и повторяем цветокоррекцию ;) Это шутка лишь отчасти - за время работы глаз привыкает к обрабатываемому изображеню и цвета воспринимаются несколько иначе. Чтобы избежать этого, время от времени прерывайте работу и просмотрите на мониторе несколько своих старых фотографий.

Если не стоит задача получения сверхнасыщенного цветного снимка, работу можно значительно упростить - становится возможной работа с файлами формата JPG в 8-bit цвете, вместо поэтапной регулировки уровня цветовых каналов в режиме Lab можно просто выполнить автобаланс белого и повысить насыщенность корректирующим слоем "цветовой тон/насыщенность". Однако большая часть работы приходится на выравнивание снимков и здесь ничего не изменится...

Желаю успехов!

2004-2017г. Андрей Олешко