Осенью 2019 года мы приобрели дачный участок, причем я сразу планировал строительство обсерватории и участок старался выбирать с учетом этого. Конечно, на выбор участка повлияла масса других факторов, в том числе близость к квартире (всего 5,5 км!), так что компромиссы были неизбежны...
Итак, участок 8 соток севернее станции Полушкино (Белорусское направление, примерно 55 км от МКАД). Главный недостаток расположения - оранжевая зона засветки (см. карту), в остальном всё более-менее нормально.
|
Есть и локальная засветка - у соседа через один участок установлено 4 LED-прожектора на стене дома, но человек адекватный, обещал гасить, да и ночует на даче не всегда. Недалеко железная дорога (около 400 м), что тоже вызывало опасения в смысле возможных вибраций, однако по результатам наблюдений оказалось, что электрички никаких вибраций не вызывают, даже тяжелые товарные поезда в большинстве случаев наблюдениям не мешают и только изредка колебания попадают в резонанс и тогда изображение дергается с амплитудой до 10". К счастью такое случается редко, 1-2 раза за ночь, так что с этим можно мириться.
Горизонт немного закрыт с севера лесопосадкой (градусов на 15) и есть несколько берёз на соседних участках - на юго-западе закрывают градусов на 8-10, но могут подрасти...
К весне был построен дом, участок приведён в относительный порядок и даже установлен парник (неизбежная плата за обсерваторию), 1-го мая я приступил к строительству...
Планировалась небольшая (и недорогая) обсерватория с помещением 4х2,5 м каркасной конструкциии с куполом диаметром 2,4 м на втором ярусе. В перспективе - с возможностью удалённого управления.
Фундамент залит на глубину 1,6 м, на нем выложена кирпичная колонна высотой 2,5 м и сечением 510х510 мм, забетонирована внутри. Колонна связана с фундаментом арматурой, в верхней части залит метровый отрезок асбесто-цементной трубы диаметром 250 мм (над полом обсерваториивыступает около300 мм), в него, в свою очередь, забетонированы отрезки шпилек М16 длиной по 0,5 м для крепления фланца монтировки NEQ-6 Pro SynScan.
|
|
Заливка фундамента колонны |
Колонна |
Для установки шпилек я использовал приварной фланец для труб Ду80, отверстие там, правда, много больше, чем нужно для EQ6, но установить монтировку на него можно - наружный диаметр площадки фланца практически равен диаметру опорной площадки монтировки - 132 мм
Землю вокруг колонны на всякий случай утеплил 100-мм пеноплексом для уменьшения глубины промерзания - грунт пучинистый (суглинок, глина), правда, фундамент заглублён по всем правилам ниже глубины промерзания, но на всякий случай...
|
|
Шпильки для крепления фланца монтировки |
Утепление фундамента колонны |
Купол собран на кольце из швеллера диаметром 2,4 м, вокруг кольца сварен восьмиугольник, на котором и укреплены дуги каркаса. Обшивка - оцинкованный лист на саморезах. Стыки загерметизированы кровельной лентой. Люк закрывается сдвижным забралом, в нижней части - откидной щиток.
|
Каркас купола
|
|
|
Направляющие для забрала
|
Установленное забралао
|
|
|
Купол перед установкой |
Вид купола изнутри |
Домик обсерватории каркасный, без утепления, установлен на винтовых сваях. На крыше первого этажа обсерватории выложен "стакан" - восьмиугольное основание из бруса под купол высотой 60 см.
|
|
Каркасный домик обсерватории |
Основание купола |
Изначально я предполагал, что швеллер-основание купола будет вращаться на трех установленных на восьмиугольном основании роликах и удерживаться от смещения несколькими центрирующими роликами. Однако оказалось, что швеллер был выгнут с заметными отклонениями от окружности и при движении по обрезиненным опорным роликам он после одного-двух оборотов сползал с траектории и заклинивал - центрирующие ролики просто не могли его подвинуть.
В итоге конструкцию опорного кольца купола пришлось переделывать - под имеющееся кольцо из швеллера подварено ещё одно кольцо из трубы 25 мм, но уже согнутой с нужной точностью, а опорные обрезиненные ролики заменены на капролоновые на подшипниках с выточкой под трубу, При этом центрирующие ролики не нужны. Количество опорных роликов оставлено прежним - 3. Это позволило избежать каких-либо качаний купола и обеспечить надёжное сцепление роликов с опорным кольцом - благодаря этому появляется возможность достаточно просто сделать электропривод вращения купола через один из роликов. После переделки купол вращается легко и плавно, опоры держат вес купола и радиальные усилия уверенно.
|
|
Капролоновые ролики |
Опорный ролик в сборе |
В августе разведена электропроводка, сделана лестница. Основание купола обшито снаружи пластиковоми цокольными панелями, изнутри - ламинироваными листами, верхние поверхности закрыты пластмассовыми деталями, вырезанными из сайдинга - это обеспечило достаточную защиту от воды. Кроме того, в нижней части купола была сделана "юбка" - теперь дождь под купол не забрызгиватся даже при сильном ветре.
|
Купол с установленной "юбкой"
|
На колонну (на фланец Ду80) установлена монтировка NEQ-6 Pro SynScan, для наблюдений используются телескопы SW 250PDS и SW ED80.
|
|
Крепление монтировки |
SW ED80 |
|
|
SW 250PDS |
SW ED80 |
Первые наблюдения проведены 12 сентября 2020 года и впечатления очень положительные:
- даже с телескопом SW 250PDS под куполом достаточно просторно для размещения 3-4 человек;
- проходящие поезда наблюдениям практически не мешают, вибрация возникает очень редко и только при прохождении тяжелых товарных составов;
- купол отлично защищает от ветра, не протекает, но для защиты от снега потребовалась более тщательная заделка зазора между куполом и основанием;
- вращение купола лёгкое и плавное, привод можно сделать через один из роликов;
- засветка мешает достаточно сильно, нужно осваивать узкополосную съемку.
Следующий этап работ - механизация купола. Для привода купола использован мотор-редуктор от стеклоочистителя ВАЗ (мощность 6 Вт, 1 об/сек). Привод осуществляется через один из опорных роликов, этот ролик заменен на стальной, соответственно изменено крепление. Привод сделан размыкаемым - для муфты использована головка от гаечного ключа с высверленной перемычкой. Привод обеспечивает оборот купола за 70 секунд, мощности этого скромного двигателя оказалось вполне достаточно. Здесь же были установлены датчики вращения и концевик для определения начального положения купола.
|
Привод купола
|
Для привода забрала тоже использован двигатель от стеклоочистителя, но немного более мощный от ВАЗ-2170, ВАЗ-1117 (10 Вт), его крутящий момент 20 Нм. Так как купол металлический и двигатель привода по азимуту не изолирован от купола, нужно было в обоих двигателях "минус" развязять от корпуса. Для "классики" это делается очень просто - нужно только один контакт щетки оторвать от корпуса и вывести отдельным проводом, в новом двигателе немного сложнее, там щетки стоят на отдельной плате, которую нужно изолировать от корпуса - под контактные площадки пришлось подложить изоляционные шайбы и отверстия в площадках развальцевать, чтобы они не касались крепежных винтов.
|
|
Щётка двигателя привода по азимуту (6 Вт) |
Плата двигателя привода забрала (10 Вт) |
Привод забрала реечный, шестерня от привода откатных ворот, рейка нарезана вручную на металлической полосе толщиной 4 мм по шаблону. Двигатель установлен с помощью крепления-уголка на верхней перемычке купола, для предотвращения смещений рейки она поджимается подшипником. Установлены концевики на крайние положения при открытии и закрытии забрала.
|
|
Двигатель и рейка |
Привод забрала (обшивка забрала снята) |
|
Привод забрала, подсветка, концевик
|
Питание двигателя осуществляется от двух аккумуляторов 12V 7Ah, включенных параллельно. Для включения использовал радиореле 433 МГц, что позволило управлять открытием/закрытием купола не только вручную, но и удаленно с компьютера.
Вращение купола также управляется с микрокомпьютера OrangePi, пока купол не синхронизирован с монтировкой телескопа, а включается по программному таймеру.
Аккумуляторы, установленные на подвижном куполе, заряжаются через пружинные контактные площадки и два токосъёмника, закреплённые на нижней поверхности полочек под забралом и с противоположной стороны. Это позволяет заряжать аккумуляторы в двух парковочных положениях – в направлениях на север и на юг.
|
|
Токосъёмники на полке купола |
Контактная площадка |